Новости

Данила Палаткин о работе звукорежиссера

– В чем заключается работа звукорежиссера?

🎵Работа звукорежиссера делится на две составляющие. Творческая и техническая. Творческая заключается прежде всего в том, чтобы понять, как себе представляет фильм режиссер. Это задача номер один. И это происходит еще до того, как начинается основная работа над картиной– подборка шумов, чистка реплик, sound design и т.д. Реализовать видение режиссера и помочь картине обрести гармоничное звучание картины в звуке – вот главные задачи звукорежиссера. И только потом звукорежиссер может что-то добавить и привнести «свое» – дополнительные звуки, эффекты, но в рамках концепции фильма и в унисон с режиссерской задумкой. Техническая составляющая профессии – это знание определенных программ, законов акустики, особенностей цифрового звука и т.п. Но, техническими вещами владеют многие, а вот, чтобы понять и почувствовать режиссера и воплотить его замысел – это уже могут немногие.

– Из каких этапов состоит работа над звуковым проектом фильма?

🎵Если брать весь процесс работы со звуком, то первое – это съемочный период. Необходимо записать чисто и качественно все, что будет происходить в кадре. И это другая специфика звукорежиссуры – работа на площадке. Творчества на площадке, на мой взгляд, значительно меньше. На первый план выходит техническая подкованность, опыт и изобретательность. На площадке, помимо звукорежиссера есть его ассистент – бумщик. Бум – это микрофон на длинной палке, которую держат непосредственно над актерами. Бум дублирует то, что записывает петличный микрофон. Это своего рода подстраховка. Чтобы звук при любых обстоятельствах был записан. Полноценная работа звукорежиссера в студии начинается только после завершения монтажа. И начинается она с чистки реплик с площадки. Реплики это самое ценное и дорогое для звукорежиссера, потому что иной раз просто невозможно повторить то, что происходило на площадке. Реплики чистят специальными программными средствами, плагинами, добиваясь чистого звучания фразы, без посторонних шумов. Параллельно с этим начинается несколько процессов. Запись синхронных шумов – их записывают звукооформители (шаги, шуршание одежды, звуки посуды, предметы быта – все, что происходит в кадре и не относится к репликам). Подборка фонов – атмосфера леса, улиц, аэропортов, шум реки, различный транспорт, которые не были записаны на площадке или не подходят по режиссерской задумке. Этот этап работы над проектом считаю для себя самым творческим – так как тут раскрываю весь свой творческий потенциал. Актерское озвучание – не менее увлекательный и творческий процесс. На площадке редко удается записать стопроцентный чистовой звук, при монтаже могут меняться или добавляться реплики, которые не были записаны, а порой озвучание помогает актеру добавить своему персонажу новые грани – доиграть то, что упустили во время съемок. Как правило, актерское озвучание происходит только с режиссером, потому что только он понимает и видит всю картину целиком. Отдельно происходит работа с музыкой. Современный композитор пишет строго под картинку – с музыкальными акцентами, достаточно лишь поставить ее в нужное место. Но композиторы бывают разные. Бывает музыка не совсем подходит для режиссера и приходится ее как-то менять – либо это делает сам композитор, либо приходится мне – менять инструменты, удлинять или укорачивать написанные треки. И когда пройдены все эти этапы – начинается сведение. Все звуки по балансу «причесываются», чтобы было комфортное звучание и реплик, и музыки, и спецэффектов.

– Как взаимодействуют композитор и звукорежиссер?

🎵С композитором в основном взаимодействует режиссер, потому что именно он ставит ему задачу и принимает, либо не принимает написанные композиции. Но, в моем случае, я активно участвую в работе над музыкой, потому что часто из-за монтажа приходится двигать музыку и «сочинять» что-то … Некоторые композиторы относятся к этому очень ревностно и часто переживают, когда я ставлю кусок композиции, написанной для одной сцены, в другой эпизод. Так как считаю, что тут он более уместен. Но, на нашем проекте «Счастье в конверте», мы с композитором Романом Архиповым работаем очень тесно. Он присылает музыку, я сразу же говорю свое мнение – чаще положительно-восторженное, особенно, когда она удивительно гармонично совпадает с кадрами фильма. Но, все же, указываю, какие места необходимо изменить, подрезать, удлинить или попросить убрать инструмент, который считаю лишним.

– Сколько длится работа над звуком?

🎵В среднем – над полнометражным фильмом работают 3 месяца. Все зависит от сложности картины. Чем кропотливее работа, тем больше специалистов привлекается и тем больше время уходит на те или иные процессы.

– Какой из этапов твоей работы самый интересный?

🎵Для меня самый творческий и интересный этап – это работа с фонами и работа с музыкой. На этих этапах раскрывается весь мой творческий потенциал, как звукорежиссера. Есть такой этап озвучания, который называется работа с «гурами». Что это такое? Гуры – это записанные, фоновые речевые шумы, создающие атмосферу – аэропорт, базар, кафе, улица и т.п. Это группа актеров, которые могут импровизировать на любую тему и с любым акцентом. Фантазия их настолько яркая, они ситуативный ряд придумывают на раз.

– Были ли у тебя смешные случаи в работе?

🎵Один раз был очень долгий игровой дубль. Я был бумщиком. Руки настолько устали его держать, что я все время пытался найти более удобное положение, чтобы дотянуть до конца дубля. Самым удобным оказалось, это отвернуться от актеров, примерно запомнив где они находятся, и перенести вес бума на спину. Очнулся я за несколько секунд до катастрофы – бум медленно приближался ко лбу главного героя. Обошлось! Бывало, что актеров тюкал микрофоном в лоб, благо микрофон мягкий и им не больно. Но испорченный дубль куда страшнее. Помню, снимали с «Квартетом И» короткометражки для их спектакля – так они настолько мастерски играли, что сдержать смех в нескольких дублях просто не смог, «прыскал» прямо на съемке! Запорол несколько дублей!
Интересный факт
Made on
Tilda