Веком раньше профессия называлась «цветоустановщик». Он мог изменять только цвет куска пленки, вошедшего в монтаж, используя фотофильтры – цветные квадратики целлулоида. Теперь возможностей куда больше и компьютерные программы позволяют работать и с целым съемочным планом и с каждым кадриком в отдельности. Изменить цвет, его оттенок, яркость, улучшить цвет лица актера, перекрасить небо в фиолетовое – все это возможно. Лет 20 назад скорость и качество результата потрясли бы любого специалиста. И это – часть работы колориста.
Так чем же он еще занят – колорист?
Законченный монтаж кинофильма передается на цветокоррекцию и очень важно создать тот визуальный образ, который максимально передаст замысел режиссера и оператора, сгладит или исправит проблемы, возникшие при съемке – резкая смена погоды в одном эпизоде, недостаток осветительных приборов (не всегда их можно установить так, как хотелось бы) и многое другое.
Как-то раз мне пришлось исправлять сильный загар актрисы, которая перед съемками вздумала съездить на море и в кадре выглядела негром, а ее партнеры по сцене – бледнолицыми и не особо здоровыми. Но самое важное – воплотить художественное решение режиссера и оператора и точно понять о чем фильм, что он должен сказать зрителю, какие чувства, настроение, вкус, запах, эмоции он должен передать. От сложности фильма, непредвиденных обстоятельств, возникших во время съемки, плотности монтажа и взаимопонимания с авторами фильма зависит и то, сколько времени будет идти цветокоррекция.
Знаю лично режиссера (очень талантливого, кстати), который завершил цветокоррекцию за два дня, что кажется невозможным, и знаю картину, работа с цветом над которой продолжалась в течение целого года. Так, картина «Без вины виноватые» Глеба Панфилова, снятая прекрасным оператором Михаилом Аграновичем, была завершена довольно быстро.
Сейчас в процессе цветокоррекции находится кино «Счастье в конверте». Это очень интересный сюжет, который снят в разных местах – мы переносимся из зимы в лето, с летнего Крымского побережья в дождливый Питер, а оттуда – в зимнюю Карельскую деревню, в гости к мальчику и его дедушке. И важно объединить эти кадры между собой. Сгладить яркое, контрасное лето, добавить золота в осень, красок в зимние пейзажи Карелии, чтобы фильм смотрелся на одном дыхании. Чтобы ты, наш дорогой зритель, выйдя из зала, подумал, что герои нашего фильма – это твои старые знакомые, которых ты встречаешь на почте, в отпуске или просто на улице. Встречаешь и радуешься встрече.