Сегодня композитор и певец Роман Архипов расскажет о работе композитора в кино и о написании саундтрека к нашему фильму.
– В чем заключается особенность написания музыки для кино?
Когда садишься работать просто над песней, ты садишься работать сам с собой, ни на кого не оглядываясь и не прислушиваясь. А когда работаешь над созданием саундтрека к фильму – это уже работа целой команды: пожелания режиссера, мысли продюсера, работа со звукорежиссером. Главное здесь – объединить точки зрения всех и создать единое целое.
Хочу также отметить, что саундтрек – это не просто музыка. Это дополнение к картинке, которое должно жить и существовать органично с видеорядом на экране. Он должен помочь режиссеру передать мысль, которую тот вложил в фильм. Вызвать эмоции у зрителя.
– У вас сразу принимают музыку или версий одной и той же темы может быть несколько?
Безусловно, иногда правок бывает много, все зависит от проекта и команды. Некоторые темы с первого раза подходят под картинку. Иногда приходится всю тему переписывать сначала. Но в проекте «Счастье в конверте» у нас есть симбиоз с командой, поэтому все получается быстро и минимальным количеством изменений.
– Как у Вас происходит “рождение” музыки для фильма?
Могу сказать, что жизненные ситуации часто помогают глубже погрузиться в ту или иную ситуацию, понять героев и их переживания. Например, в фильме «Счастье в конверте» есть новелла – “Время последних романтиков”. На ней ребята хотели проверить – работает эта история или нет, нужны такие фильмы зрителю или он предпочитает только банальное развлекательное кино. На тот момент, когда мы создавали музыку для этой истории – в моей жизни был довольно непростой период. И это внутренне мне помогло, настроило на нужную волну и я вложил всю тяжесть тех переживаний в написание музыки к фильму. Поэтому она получилась полной отчаянья, с нотками щемящей грусти и я думаю, это считывается при прослушивании.
– Что Вам помогло написать музыку для “Счастье в конверте»? Чем вдохновлялись?
Мы, с моим соавтором Александром Афанасовым, опирались на несколько “столпов”. На лучших мировых музыкантов, так как они давно в этом процессе и создают действительно качественную музыку для крупных кинопроектов. Но также мы вдохновлялись и русской классикой, без этого невозможно. Русская музыка имеет свою глубину, которой нет ни у кого. Поэтому наше творение – это синтез. Синтез настроений, технологий, русской души и современных тенденций.
– Как долго обычно пишется музыка для фильма?
Сложно сказать… Все зависит от проекта, от поставленной задачи и от командной работы. Например, музыка к этому фильму родилась достаточно быстро. Была четко поставлена задача и мы быстро нашли общий язык с продюсерами и режиссером. Когда мы смотрели фильм, то были настолько эмоционально заряжены, что все получались как-то сразу и от души!
Надо сказать, что в работе над этим проектом мы пошли немного другим путем, не так как работали раньше. Раньше мы писали 50 разных тем и везде была разная музыка. Тема – это одна мелодия, если по простому. И у этой темы в процессе работы могут появляться версии, добавляться инструменты, но основа не изменяется.
В данном проекте мы пошли иным путем. У нас существуют несколько основных тем и вокруг них выстраивается вариации звучания. Они по-разному аранжированы и, за счет этого, мы создаем отличие трех разных новелл друг от друга. Это помогает удержать зрителя в зоне внимания, он четко понимает, что он сейчас смотрит и слышит.
– Вы планирует записывать музыку с оркестром. Почему именно с оркестром? Ведь многие продюсеры идут на удешевление этого процесса и просто используют “синтезированную” музыку.
Да, многие кинокомпании для удешевления процесса стараются не работать с оркестром, так как это дорого и сложно, но при этом звучание получается “пластиковым”. Для нашего фильма это не подходит. Дабы сохранить душу и живость звучания, мы будем записывать музыку с большим симфоническим оркестром и, я считаю это очень круто. Это добавляет живости и естественности звучанию.
Да, “синтетический оркестр” при нынешних технологиях неплохо звучит, но, тем не менее, живой оркестр придает воздух и объем звучанию благодаря микропогрешностям, которые так или иначе случаются. Музыканты – живые люди, они не роботы, и это всегда слышно. И за счет этого, музыка получается живой и настоящей.
– В чем сложность работы с оркестром?
Основная сложность в том, что много технических нюансов. 50 человек – 50 инструментов, каждый надо подзвучить, нужен дирижёр, нужны партитуры, большая студия, нужны репетиции и сыгровки. А у нас музыка получилась непростая, она постоянно меняет темп и динамику, и дирижеру будет непросто сохранить все эти тонкости в работе над нашим саундтреком.
– Какой в итоге получился саундтрек у фильма «Счастье в конверте»?
Саундтрек получился достаточно насыщенным и непростым. Мы использовали все: начиная от классических вальсов, заканчивая эпическими батальными сценами с большим количеством ударных, духовых, хоровых. Музыка постоянно меняет темп, ритм, очень большая динамика.
Во всех трех новеллах мы использовали абсолютно разный набор инструментов. Начиная от балалаек, заканчивая хорами и этническими инструментами. В каких-то сценах не будет оркестра в чистом виде. Мы добавляем синтетические текстуры, которые придают эпичность и дают больше объема в военных сценах. Этнические инструменты, которые придают колорит звучанию. Поэтому я считаю, что саундтрек также будет интересно послушать отдельно.
– Как оценить качество работы композитора?
Сложно сказать…. Лично я оцениваю качественную работу так: когда смотрю кино, и музыка там не играет где-то «фоном», а цепляет и запоминается – это отличная работа. И после просмотра думаешь: «Как же здорово и красиво! Как это помогает и поддерживает!»
И я надеюсь, что нам удалось в этом фильме создать именно такую музыку.